Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

НВОС

Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект). В январе-апреле 2015 г. были проведены публичные слушания, с учетом результатов которых Проект был доработан, прошел независимую антикоррупционную экспертизу и был представлен Правительству на утверждение.

Давайте рассмотрим доработанный Проект подробнее. Итак, для начала отметим, что согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться:

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

В Проекте критерии базируются на принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

Ӏ категория объектов НВОС

К первой категории относятся наиболее опасные производственные зоны, загрязняющие вещества, в результате их хозяйственной деятельности, могут серьезно угрожать здоровью человека и окружающей среде. Загрязняющие вещества в составе сбросов и выбросов должны быть отнесены к I или II классу опасности.   Эта производственная группа несет наибольшее финансовое бремя, с точки зрения платы за НВОС.
К I категории опасности относят предприятия таких сфер: добыча, переработка полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, драгоценные металлы и т.д.); область энергетики; тяжелая металлургия; обеззараживание и захоронение опасных отходов; очистные предприятия, занимающиеся очищением сточных вод; химическая промышленность; предприятия, использующие животное сырье (мясо, кожа, шерсть животных); производство, основанное на использовании растворителей, оксида магния и т.д.

Важно отметить, что к I категории экологической угрозы не относят научно-исследовательские лаборатории, в которых опасные химические вещества используются для проведения опытов, испытаний, разработки новых образцов продукции. Производственная группа, подпадающая под I категорию опасности для окружающей среды, считается группой риска. Она привлекает особенное внимание со стороны надзорных и контролирующих органов. Начиная с 2019 года, в законную силу вступают требования о получении комплексного экологического разрешения для ведения хозяйственной деятельности, связанной с высоким уровнем угрозы для окружающей среды.

Объекты I класса будут подвергаться строжайшему контролю о стороны государства. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для них предусмотрен особый способ нормирования — получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР)

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – это принципиально новый вид экодокументации для России, который должен заменить собой ряд лимитов и разрешений. По новому проекту КЭР будет содержать всю экологическую информацию, которая ранее содержалась в разрешениях на выбросы в атмосферу и сбросы в воду загрязняющих материалов. Также в КЭР будут указываться лимиты – максимальные количественные показатели содержания загрязнений.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ выданные до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут действовать до дня получения КЭР. Заявку на получение КЭР необходимо будет подать в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности

Извлечение из федерального закона №7-ФЗ:

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности (вступит в силу 01.01.2019)
1. […] В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

Кроме того, стационарные источники выброса, расположенные на объектах I категории, необходимо будет оснастить автоматическими системами измерения выбросов:

Извлечение из федерального закона №7-ФЗ:

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)[…]
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Для объектов I категории негативного воздействия предусмотрено

  1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
  2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  3. Комплексное экологическое разрешение;
  4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
  5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
  7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
  9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
  10. Оформление паспортов на отходы.
  11. Предоставление сведений в кадастр отходов.

ӀӀ категория объектов НВОС

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС. В данный перечень входят в том числе объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов, отнесенных к объектам I категории.

Кроме того, ко II категории относятся объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные), крупные аэродромы, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние водные порты, морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты по разведению крупного рогатого скота, объекты по производству силикатного кирпича, объекты с оборудованием для расплава минеральных веществ и др.
Обратите внимание, что далеко не для каждой отрасли указаны производственные мощности, исходя из которых производится отнесение объектов к той или иной категории.

К уникальным критериям отнесения объектов, оказывающих НВОС, ко II категории вне зависимости от производственных мощностей относятся:

  • добыча и подготовка руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;
  • эксплуатация ядерных установок, в т.ч. атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);
  • добыча урановой и ториевой руд, обогащение урановых и ториевых руд, производство ядерного топлива;
  • эксплуатация:
    • радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
    • пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • транспортирование по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;
  • производство искусственного графита;
  • производство газа путем газификации и (или) сжижения углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);
  • производство сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;
  • производство обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
  • сбор, обработка и утилизация отходов в части, касающейся хранения отходов производства и потребления I–III классов опасности;
  • хранение и (или) уничтожение химического оружия;

Для объектов II категории негативного воздействия предусмотрены следующие требования:

  • Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
  • Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • Для объектов II категории Вы не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»). При этом Вы имеете право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). ;
  • Расчет нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов, который будет являться приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, необходимо будет получить разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы ( при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды).
  • Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
  • Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  • Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
  • Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
  • Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
  • Оформление паспортов на отходы.
  • Предоставление сведений в кадастр отходов отходов.

ӀӀӀ категория объектов НВОС

К объектам III категории относятся объекты, оказывающие незначительное НВОС. В соответствии с Проектом в данный перечень входят объекты, которые не относятся к I, II и IV категориям, т.е. в данную категорию попадают в том числе перечисленные выше объекты, если их производственные мощности ниже тех, что указаны для объектов I и II категорий.
Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:

  1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
  2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  3. Расчет нормативов допустимых выбросов /сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;
  4. При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
  5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
  6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  7. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
  8. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  9. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
  10. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
  11. Оформление паспортов на отходы.
  12. Предоставление сведений в кадастр отходов

Ӏ⋁ категория объектов НВОС

К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное НВОС. Отметим, что в первоначальном варианте Проекта критерии отнесения объектов к IV категории выглядели следующим образом:

Извлечение из Проекта:

К объектам IV категории относятся объекты, подключенные к централизованным системам водоотведения и отводящие сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, на которых отсутствуют источники сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду и стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Так, в этом случае к IV категории должны были относиться все офисные предприятия, учреждения образования, социальной сферы. Однако при наличии хотя бы одного стационарного источника выбросов, например, собственного источника теплоснабжения (проще говоря, бытового газового котла), небольшое офисное предприятие уже нельзя было бы отнести к IV категории. При этом не ясно, в какую категорию попадало бы указанное предприятие, ведь в соответствии с Распоряжением № 2674-р производство тепловой энергии через сжигание топлива относится к области применения НДТ, а значит, предприятие следовало бы отнести к I или II категориям.

Доработанный Проект содержит другие критерии:

Извлечение из Проекта:

5. К объектам IV категории относятся:
    5.1 Объекты, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
        а) масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
        б) обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду;
        в) сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.
    5.2 Объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива при соответствии данных объектов условиям, предусмотренными  подпунктами «б» и «в» пунктом 5.1 настоящих Критериев.

Таким образом, в указанную категорию попадают все офисные предприятия и объекты социальной и образовательной сферы, отапливаемые собственными маломощными газовыми котлами.
Данный вариант критериев гораздо более логичен и оправдан с точки зрения целей Проекта.

Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрен список требований:

После постановки объекта IV категории на учет необходимо обучить и назначить сотрудника, ответственного за экологическую безопасность (либо выбрать организацию-подрядчика для выполнения его функций), составить и согласовать следующие виды экодокументации:

  1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);
  2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
  3. Оформление паспортов на отходы.
  4. Ведение журнала движения отходов.
  5. Предоставление сведений в кадастр отходов.

Таблица разрешительной документации и отчетности по всем категориям объектов НВОС

НВОС

Порядок экологической отчетности в РОСПРИРОДНАДЗОР

НВОС