Регуляторная гильотина:
как административные упрощения скажутся на охране труда?

В своем выступлении на Гайдаровском форуме премьер-министр Дмитрий Медведев впервые сообщил о новом проекте, который затронет каждого работника и работодателя— «регуляторная гильотина».  Само по себе слово «гильотина» довольно жуткое. Что эта гильотина будет отсекать и как это повлияет на работу остального «организма» пытаемся разобраться вместе.

Механизм этой гильотины основан на анализе и реформировании действующих нормативно-правовых актов. За все время существования СССР и после него было сформировано и утверждено 9 тысяч нормативных документов. Некоторые требования дублируются, другие противоречат друг другу. Задача регуляторной гильотины—проверить на актуальность все нормативные документы и «отрубить» устаревшие или неактуальные.

Вообще, регуляторная гильотина не является новшеством российских властей. Метод был разработан около 15 лет назад и основан на опыте Швеции и Южной Кореи. Сейчас «гильотину» применили уже почти 100 стран, в том числе и в соседних Украине и Казахстане.

Регуляторная гильотина

Какие документы будут затронуты в сфере охраны труда?

Изначально, было неясно, какие именно документы подлежат пересмотру.  Например, акты СССР о северных надбавках и коэффициентах—тоже отменят? Этим сразу же обеспокоились и работники, и профсоюзы, и Министерство труда. Оказалось, что работникам Крайнего Севера не о чем беспокоится. Министерство юстиции опубликовало перечень из 3709 актов, подлежащих отмене с 1 февраля 2020 года (за исключением некоторых пунктов). Список действительно впечатляет. В числе актов, подлежащих отмене— Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от ноября 1917 года о восьмичасовом рабочем дне. Значит ли это, что продолжительность рабочего дня изменится? Нет, ведь кроме Декрета положение о продолжительности рабочего дня прописано также и в Трудовом Кодексе. То есть «регуляторная гильотина» не скажется на положениях, прописанных в отмененном законе, если они имеются в действующем законодательстве.

Что касается охраны труда, то здесь будут пересмотрены и отменены значительное число актов по охране труда, которые содержат устаревшие нормы или повторяют трудовое законодательство. Упраздняются типовые инструкции и нормы выдачи средств индивидуальной защиты, а также акты с «избыточными требованиями». Как пример Минтруд приводит Приказ №290н Минздравсоцразвития «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Данный документ диктует требования к выдаче, хранению, приобретению и уходами за СИЗ, в то же время Трудовой Кодекс РФ разрешает принимать подзаконные акты только в части утверждения типовых норм обеспечения работников СИЗ. Все остальные правила утверждаются внутренними актами работодателей.

Мнение профсоюзов и Минтруда

Изначально, Министерство Труда выступило с предложением корректировать метод в отношении трудового законодательства. Главный аргумент—риски для работников на фоне преимуществ для работодателей. Как отметили в Министерстве, отмена нормативных актов в сфере трудовых отношений может привести к их повторному утверждению без особых изменений, а сам пересмотр требует много времени на переговоры между работодателем, профсоюзами и государством.

Председатель ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) Михаил Шмаков в своем письме на имя главы Минтруда Максима Топилина выразил беспокойство:

«Развитие законодательства должно идти эволюционным, а не революционным путем. Поспешность принятия решений в упразднении актов, содержащих нормы трудового права, может привести к возникновению неблагоприятных условий труда, влекущих за собой несправедливость и лишения для большого числа людей, а также к росту конфликтных и спорных ситуаций. Отмена актов, содержащих или разъясняющих права в области социального обеспечения, приведет к существенному снижению уровня предоставления социальных гарантий и льгот».

Позицию Минтруда поддержали и профсоюзы. В среде профсоюзных организаций даже появился слоган: «Нет отмены без замены!». Ведь если отменить без замены важные нормативные документы, направленные на улучшение условий для работников, то это может ухудшить положение работников, а служба охраны труда и вовсе может оказаться связанной по рукам и ногам без соответствующих норм и инструкций.  Федерация Независимых Профсоюзов в сентябре направила обращение к территориальным объединениям организаций профсоюзов с просьбой «направить обоснованные предложения по исключению отдельных правовых актов СССР и РСФСР» из перечня актов, которые с 1 февраля 2020г. будут недействительными.  Также, сейчас, зайдя на сайт https://regulation.gov.ru/ можно просмотреть все акты, подлежащие отмене и внести свое предложение.

Как «регуляторная гильотина» повлияет на охрану труда?

Что касается документации по охране труда, отмене подлежат Постановления Правительства РФ о (об):

Из постановлений Министерства труда планируется отменить около 90 приказов и 11 постановлений. Среди них приказы Минздравсоцразвития России № 160 “Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве” и от 15 апреля 2005 г. № 275 “О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве“, приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”, приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н “Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Тема «регуляторной гильотины» очень спорная и вызывает множество вопросов. Однозначно можно сказать одно: если что-то пойдет не так и гильотина «отрежет» важные документы это приведет к нежелательным последствиям в сфере охраны труда. Например, какой-нибудь «отрезанный» пункт, допустим о сертифицированных средствах индивидуальной защиты не найдет отражения в действующем законодательстве работодатель может смело закупать любые СИЗ любого качества и производства, что в свою очередь повышает риск несчастных случаев и травм. Если же «гильотина» сработает правильно, как отметили в правительстве, данный метод ревизии документов поможет устранить недостатки правового регулирования государственного и муниципального контроля и надзора, поможет преодолеть несистемность самого регулирования и отсутствие профилактики в сфере нарушений законодательства.