Преимущества 1С: «Охрана труда»

АО «Костанайские минералы» делится опытом использования программного обеспечения и раскрывает преимущества «Охрана труда для 1С». Отзыв из декабрьского номера электронного журнала «Охрана труда. Казахстан»

АО «Костанайские минералы» горно-добывающая компания, специализирующаяся на добыче хризотил-асбеста и выработке хризотилового волокна. Предприятие является ведущим мировым производителем и экспортером хризотил-асбеста, одного из важнейших элементов, применяемых в мировой промышленности. Штат около 3 000 сотрудников.

В наше время вопросы охраны труда, здоровья работников являются приоритет­ными и актуальными для любого предприятия. В этих целях руководство АО «Костанайские минералы» (далее по тексту Предприятие) приняло решение о внедрении программного продукта 1С: «Охрана труда». В течение года, совместно с россий­ским предприятием ООО «Информ КонсОТ» реализуется внедрение программного продукта 1С: «Охрана труда» на платформу 1С: «Предприятие». Основная задача данного проекта создание единого информационною пространства для ввода, обработки, анализа и хранения данных по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

Функционал данного программного продукта широк и включает и себя следующие подсистемы:

В результате комплексною внедрения подсистем программного продукта 1С: «Ох­рана труда» Предприятием планируется достичь следующие цели:

  1. Снизить уровень травматизма, профессиональных заболеваний, возникновения несчастных случаев и аварийных ситуаций за счёт повышения прозрачности и опера­тивности принятия мер и системы контроля за их исполнением.
  2. Создать единый цикл шагов по обеспечению производственного контроля на Предприятии на всех уровнях иерархии.
  3. Повысить скорость взаимодействия ответственных специалистов внутри создаваемого контура системы, а также со смежными службами.
  4. Снизить затраты в области ОТ и ПБ за счёт эффективных инструментов планиро­вания и расчетных методик.
  5. Снизить вероятности выявления новых и повторных нарушений, и как следствие, получения предписаний и штрафных санкций со стороны надзорных органов за счёт систематизации и контроля над исполнением требований.

На данном этапе на 100% внедрены следующие подсистемы: “Спецодежда и СИЗ”, “Мероприятия”, “Промышленная безопасность”, “Несчастные случаи

Подсистема «Спецодежда и СИЗ» позволяет вести:

  • учёт сведений о спецодежде и СИЗ;
  • учёт установленных норм выдачи спецодежды и СИЗ на предприятии;
  • учёт о спецодежде и СИЗ в эксплуатации;
  • планирование, заказ и отслеживание спецодежды и СИЗ;
  • учёт спецодежды и СИЗ па складах;
  • цены поставщиков на спецодежде и СИЗ.
  • автоматическое формирование личных карточек учёта и выдачи спецодежды и СИЗ.

Данная подсистема стала первым этапом внедрения, а также нашим знакомством с программным продуктом 1С: «Охрана труда». Первый нашим шагом внедрения ста­ло создание базы «Нормы выдачи та счёт средств работодателя специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» и установка норм вы­дачи спецодежды и СИЗ по каждой профессии, согласно штатного расписания пред­приятия. Указанная база создана па основании отраслевых норм выдач СИЗ работни­кам различных видов деятельности­- приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от II июля 2008 года № 177-и. а также приказов: Министра труда и социальной зашиты населения Республики Казахстан от 22 октяб­ря 2009 года №312-п и Министра здравоохранения и социальною развития Респуб­лики Казахстан от 8 декабря 2015 года № 943.

На каждого работающего и вновь устроившегося работника устанавливаются «Потребности в спецодежде и СИЗ» с учетом особенностей цехов и участков, соглас­но штатного расписания. Таким образом, программный продукт 1С: «Охрана труда» позволяет формировать множество отчетов с указанием наименования, количества к выдачи требуемой спецодежды для каждою работника, также указывается необ­ходимая операция «выдать» либо «заменить». В рамках Предприятия мы ведем учет спецодежды, выданной сверх норм (вторых костюмов х/б, утепленных жилеток, сан­далий. белья нательною и т.д.).

Задачей Предприятия является 100 % обеспеченность работников в спецодежде и СИЗ. Для выполнения данной задачи, были занесены исторические данные о ранее выданной спецодежде, что позволило формировать достоверные отчеты по обеспе­ченности в спецодежде и СИЗ и стало отправной точкой в достижении цели. Было пе­реработано более 2 000 личных карточек сотрудников. И каково было наше удивление, когда при достаточном наличии спецодежды и СИЗ на складах Предприятия первый сформированный отчёт «Обеспеченность спецодеждой и СИЗ» показал не утеша­ющие данные: из 2 337 работников на 100 % обеспечены спецодеждой и СИЗ только 635 человек или 27 %; из 25 214 единиц спецодежды и СИЗ необходимо было выдать 8 737 единиц или 65 %. Решением данной проблемы стало создание поименных отчё­тов в обеспеченности персонала, их передали на участки для получения спецодежды и СИЗ со складов Предприятия указанным работникам.

Стоит отметить одну из важных функций подсистемы «Спецодежда и СИЗ» – это формирование заказа. Программа анализирует количество спецодежды, СИЗ на скла­де и необходимое количество в соответствии с потребностями работников на установ­ленный период (месяц, квартал, полугодие и т. д.), после формирует заказ спецодеж­ды. СИЗ с учётом размеров (рост, размер обуви, размер одежды) каждого сотрудника. Простым языком программа исключает возможность закупа лишней спецодежды, а также спецодежды неподходящего размера.

Подсистема «Мероприятия»

Предназначена для автоматизации учета и контро­ля над исполнением предписаний и мероприятий, оформления заданий для поль­зователей, а также регистрация фактов нарушения охраны труда, промышленной безопасности и т. д. В данной подсистеме отражаются все мероприятия, которые свя­заны с другими подсистемами, такими как: ««Промышленная безопасность». «Пожар­ная безопасность», «Риски» и др.

Подсистема «Мероприятия» позволяет:

  • устанавливать периодичность мероприятий и проверок;
  • планировать, мероприятия и проверки;
  • фиксировать факт их проведения;
  • осуществлять производственный контроль, в который входят программы проверок, акты проверок, предписания и мероприятия;
  • использовать мобильное приложение «Проверки и аудиты» для оперативного кон­троля.

В системе ведется учет сведений о нормативно-правовых актах, а также её тре­бований. Документация в охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности может быть, как внутренней (внутренние положения предприятия), так и нормативной: законы, постановления и т. д. При формировании перечня нарушений в системе предоставляется возможность указания пункта нарушенного требования.

В случае, как и с подсистемой «Спецодежда и СИЗ», специалистами Службы ох­раны труда и промышленной безопасности была создана база- справочник «Требова­ния» на основании проверочных листов в сфере государственного надзора в области промышленной безопасности, проверочных листов в области охраны окружающей среды, проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан с указанием критериев оценки степени рисков. Справочник «Требования» постоянно дополняется новыми пунктами на основании нормативно-правовых актов.

В соответствии с пунктом 7.1.2 Стандарта АО «Костанайские минералы» «Систе­ма управления охраной труда» СТП АО 28073006-53-2017, на Предприятии установ­лена следующая система проверок состояния охраны труда, промсанитарии:

  • один раз в неделю (четверг) проводится день безопасности и охраны труда;
  • ежемесячно по графику проводятся комплексная проверка состояния безопас­ности и охраны труда в подразделениях (производственных единицах) предприя­тия главными специалистами под руководством технического директора АО «Костанайские минералы»;
  • по графику проводятся целевые проверки состояния безопасности и охраны труда в подразделениях Предприятия постоянно действующей комиссией под руководс­твом начальника СОТиПБ АО «Костанайские минералы»».

Осуществление проверок в программе реализовано путём ряда последовательных действий. Для каждого члена постоянно действующей комиссии, на основании Справочника «Требования», создается индивидуальный «Чек-лист», после осуществляет­ся планирование проверок с указанием объекта проверки, периода проведения про­верки и само проведение проверки.

Подраздел «Календарь», напрямую связанный с подсистемой «Мероприятия» поз­воляет осуществлять быстрый доступ к назначенным и созданным мероприятиям (проверкам), выданным предписаниям, а также контроль над выполнением и соблю­дением установленных сроков.

Подсистема «Несчастные случаи»

Предназначена для фиксирования, сбора и хранения сведений, подученных в ходе расследования несчастного случая, а также для подготовки необходимых документов. Все микротравмы и несчастные случаи, ко­торые произошли на Предприятии можно фиксировать и в дальнейшем отслеживать, и анализировать в данной подсистеме.

Система производственного учёта охраны труда позволяет подготовить перечень документов, формируемых организацией при расследовании несчастного случая на производстве:

  • Сообщение о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью;

  • Приказ о создании комиссии;

  • Протокол осмотра;

  • Протокол опроса очевидцев несчастного случая;

  • Акт расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью;

  • Акт о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью;

  • Статистический отчёт «О травматизме, связанном с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваниях» по форме 7-ТПЗ;

  • Сообщение о последствиях и принятых мерах;

  • Акт расследования микротравм.

В базу программного продукта 1С: «Охрана труда» были занесены случаи производственного травматизма и последние пять лет. Проделанная работа позволила сформировать ряд отчётов за указанный период и провести ряд анализов причин трав­матизма.

На данный момент количество дней бет производственного травматизма на пред­приятии составляет 255 дней.

Возможные отчёты подсистемы «Несчастные случаи»:

  • журнал регистрации и учёта расследованных микротравм;

  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

  • отчёт по несчастному случаю;

  • учёт несчастных случаев на производстве:

  • анализ травматизма по профессиям, видам происшествий и т. д.;

  • пирамида происшествий;

  • структура травматизма по характеру повреждении

Подсистема «Промышленная безопасность»

Позволяет вести единый учёт всех опасных производственных объектов (далее по тексту ОПО) Предприятия с учётом основных сведений по промышленной безопасности, технических устройств, приме­няемых на ОПО, и опасных веществ, которые получаются, используются, перераба­тываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются на объекте.

В системе ведётся учёт аварий, инцидентов и несчастных случаев, зарегистриро­ванных на опасных производственных объектах Предприятия, оформляются резуль­таты работ по расследованию причин аварий, осуществляется планирование и кон­троль выполнения мероприятий, направленных на устранение причин и последствий аварий, и инцидентов на ОПО, а также формируются следующие документы:

оперативное сообщение (информация) об аварии, инциденте, случае утраты взрыв­чатых материалов промышленного назначения (с возможностью формирования на его основании акта технического расследования причин аварии на ОПО);

  • Акт технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах:

  • учет инцидентов на опасных производственных объектах;

  • по окончании ввода данных аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных объектах организации формируется аналитический отчёт об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве.

В системе реализована возможность хранении электронных копий, а также ввода данных документации по промышленной безопасности:

  • договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

  • свидетельства о регистрации опасного производственного объекта;

  • декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов,

  • лицензия на осуществление деятельности;

  • экспертизы промышленной безопасности.

Одной из особенностей подсистемы является раздел по выполнению требований «производственного контроля». Назначение ответственных лиц, путём определения зоны ответственности (ответственное лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары, лицо от­ветственное за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии и т. д.).

Используя определенные функции, в программе формируются ответственные лица, приказы о назначении ответственных лиц. При формировании и создании приказов, в автоматическом режиме производится анализ базы данных по обучению персонала, при выявлении несоответствий, программа указывает причину (отсутствие требуемо­го обучения, не пройдена повторная проверка знаний и т. д.) и запрещает допуск пер­сонала к выполнению указанного вида работ.

На данный момент ведётся разработка расширенного функционала данной подсисте­мы. Планируется создать раздел «Экспертиза оборудования». В базу 1С: «Охрана труда» занесены технические устройства, согласно бухгалтерскому учету Предприятия, общее количество технических устройств составляет более 3 000 единиц. В данном разделе планируется формировать, обрабатывать информацию обо всех технических устрой­ствах предприятия, а также отклонение от требований промышленной безопасности. Создание графика проведения экспертизы, планирование бюджета на проведение экс­пертизы, создание и выполнение мероприятий по итогам проведённой экспертизы.

Процесс обеспечения безопасности труда и здоровья сотрудников носит системный характер. Автоматизация задач охраны труда и промышленной безопасности для каждого на Предприятии только дело времени. Прогнозируется усиление темпа роста цифровизации. На сегодняшний день цифровизация уже стала частью стратегической по­вестки многих компаний. Это обусловлено упрощением рабочих процессов, также особое внимание к этому вопросу уделяет государство: например, реализация государственной программы «Цифровой Казахстан».