Как подготовиться к специальной оценке условий труда специальная оценка условий труда

Как подготовиться к специальной оценке условий труда?

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора. Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2) (см. нормативные акты и другие полезные документы для специалиста по охране труда на нашем сайте).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке;

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда;

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов);

5. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности;

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности;

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя. Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

Перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Как подготовится к проведению СОУТ правильно?

Мало кто задумывается о том, что достаточно большая статья расходов при проведении специальной оценки условий труда – это устранение несоответствий, которые будут обнаружены в результате этой проверки. Многие работодатели, по незнанию или по каким другим причинам, просто не имеют представления о том, как именно следует подготовиться к проведению СОУТ на предприятии. Совершенно, стоит заметить, напрасно, так как правильная и ответственная подготовительная работа может избавить вас от многих неприятных последствий в будущем.

Для начала давайте разберемся, что именно является «объектом исследований» при проведении подобной оценки. Безусловно, факторы, которые должны быть исследованы, напрямую зависят от направленности деятельности предприятия, так как любой производственный процесс имеет свои особенности. На одних предприятиях используются различные химические вещества, другие используют сложную технику и т.д. Но есть определенный обязательный перечень, на который мало кто обращает внимание, о чем потом жалеет – но бывает уже поздно. Среди таких факторов можно отметить следующие основные:

  • освещение помещений;
  • исправность вентиляции;
  • влажность воздуха;
  • соответствие санитарно – гигиеническим нормам и т.д.

На первый взгляд, такие факторы могут показаться незначительными, но это не соответствует действительности. Малейшие нарушения в этих сферах повлекут за собой непременные «санкции» и потребуют устранения в самые короткие сроки, о чем проверяющие непременно напишут в отчете о результатах проведенной проверки. Порой проще заранее принять предупреждающие меры и избежать неприятностей.

Что нужно предпринять?

Для того, чтобы встретить проверяющую организацию вол всеоружии, вовсе необязательно тратить колоссальные средства и прилагать большие усилия. Достаточно провести ряд мероприятий, которые помогут пройти специальную оценку условий труда «на отлично». Среди таких мероприятий наиболее важные следующие:

  • Заранее проверьте, все ли лампы накаливания в помещении исправно работают. Перегоревшие элементы освещения лучше немедленно заменить, а лучше – и вовсе поменять все лампочки от греха подальше. Также стоит позаботиться о севших люминесцентных лампах, так как они оказывают пагубное влияние на зрение работающего, что непременно отметит квалифицированный сотрудник, проводящий на предприятии СОУТ.
    Если у вас есть подвальные помещения, и они освещаются при помощи ДРЛ ламп, то их включать следует не в момент появления «ревизора», а хотя бы за полчаса. Особенно это актуально в зимнее время, так как в холодную погоду лампа ДРЛ входит в нормальный режим своей работы только через 20 минут после включения. Как вы думаете – будет проверяющий ждать 20 минут или запишет фактические показания?
  • Проверьте исправность работы вентиляционной системы. На многих предприятиях сотрудники не только не включают вентиляцию, но и понятия не имеют, где именно ее следует включать. Этим уже никого не удивить, но если вентиляционная система не работает или работает не в полную силу, то у вас могут возникнуть серьезные проблемы. А потому – заранее протрите вентиляционные ходы и примите все меры для того, чтобы вентиляция не выглядела так, будто ею вообще никто и никогда не пользовался.
  • Сделайте генеральную уборку и избавьтесь от пыли, которая оседает буквально на всем.
  • Проветрите помещения, включите увлажнитель воздуха и создайте благоприятный микроклимат. Это располагает проверяющих, и позволяет им констатировать благоприятные условия труда.

Вот такие нехитрые приготовления помогут вам достойно встретить проверку и получить минимальные рекомендации по устранению «имеющихся несоответствий».

Подготовиться к специальной оценке условий труда легче, когда система автоматизирована. А мы всегда рады вам помочь с этим. Обращайтесь к нам, задавайте вопросы, будем вам рады!